Должностных лиц южноуральского ГУФСИН уличили в нарушении прав заключенных на доступ к правосудию / К осужденному, с которым судится руководство ИК-6, не пустили доверенное лицо
Челябинск, Январь 18 (Новый Регион, Юлия Малецкая) – Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов обнаружил очередные нарушения прав заключенных в копейской исправительной колонии №6. К осужденному, с которым судятся руководители учреждения, не пустили судебного представителя. Об этом южноуральский омбудсмен рассказал в своем блоге.
Как передает корреспондент «Нового Региона», к Севастьянову с жалобой на неправомерные действия должностных лиц ГУФСИН России по Челябинской области и нарушение права на справедливое судебное разбирательство и доступ граждан к правосудию обратилась правозащитница Оксана Труфанова. Она является доверенным лицом осужденного ИК-6 Олега Локтионова в суде. Напомним, руководство колонии предъявило заключенному гражданский иск о компенсации морального вреда за якобы опороченную честь, достоинство и деловую репутацию. Должностные лица хотят получить с Локтионова 400 тысяч рублей.
Доверенное лицо заключенного сообщила, что 9 и 11 января пыталась встретиться со своим доверителем для согласования позиции перед судебным заседанием, однако руководство ИК-6 в лице исполняющего обязанности начальника Юрочко и юриста Поляковой в обоих случаях отказались пускать правозащитницу в колонию для встречи с Локтионовым.
«При этом руководство ИК-6 сослалось на приказ начальника ГУФСИН по Челябинской области Турбанова. При этом официально отказ ей не предоставлялся, но устно Труфановой назвали причину – отсутствие высшего юридического образования и наличие «корочек» правозащитника», – сообщает Севастьянов.
Рассмотрев данное обращение, уполномоченный по правам человека в регионе пришел к выводу, что действия должностных лиц ГУФИН РФ по Челябинской области по недопуску Труфановой к своему доверителю противоречат действующему законодательству.
Так, нарушается статья 48 Конституции РФ, которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи и каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью защитника.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, юридическое образование иметь не обязательно. У Труфановой, как у представителя Локтионова в гражданском процессе, есть по всем правилам оформленная доверенность.
В соответствии со статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса осужденным по их заявлению для оказания юрпомощи предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. С 2000 года такую помощь заключенным могут оказывать близкие родственники и законные представители.
Кроме того, омбудсмен отмечает, что при отказе в предоставлении свидания руководство колонии на заявлении заключенного делается пометка о причинах отказа. Однако Труфановой исполняющий обязанности начальника колонии документально не оформил.
Заключение по обращению правозащитницы Алексей Севастьянов направил начальнику ГУФСИН России по Челябинской области Владимиру Турбанову. «Для скорейшего разрешения ситуации прошу рассмотреть заключение в течении 5 дней с момента получения и представить свои предложения по разрешению ситуации и исполнения требования федерального законодательства о допуске граждан к правосудию», – пишет уполномоченный.