«Возраст — это все-таки препятствие для руководства коллективом, тем более научным»
В конце недели стало известно о масштабных кадровых перестановках в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина (РОНЦ). По данным издания Vademecum, были одновременно уволены 17 заведующих отделениями, в том числе заместитель директора РОНЦ по научной работе и руководитель отделения химиотерапии и комбинированного лечения злокачественных опухолей академик Михаил Личиницер.
Все освобожденные от должностей достигли возраста 65 лет, а этот критерий считается одним из дополнительных оснований для прекращения трудового договора, подчеркивает издание. Кадровые перестановки коснулись НИИ клинической онкологии, в составе которого работают 39 отделений, шесть отделов, банк криоконсервированных биоматериалов, клиника экспериментальной терапии и лаборатория клинической онкогенетики. А также НИИ клинической и экспериментальной радиологии, объединяющий восемь отделений и две лаборатории (радиоизотопной диагностики и интервенционной радиологии).
В самом онкоцентре утверждают, что информация об увольнениях не соответствует действительности. Как объяснил «Медновостям» директор РОНЦ, главный внештатный онколог Министерства Михаил Давыдов, речь идет о «ротации» руководителей отделений, достигших возраста 65-77 лет. Всем им были предложены должности старших/ведущих научных сотрудников в этих же отделениях. А конкретные фамилии не называются пока по той простой причине, что еще не до конца завершены все формальности. «Мы проводим плановую ротацию научных кадров с целью повышения эффективности научной и клинической деятельности. После проведения всех необходимых формальных процедур в рамках КЗоТ РФ, вся информация об изменениях в составе руководства отделений Центра будет опубликована на официальном сайте РОНЦ», — пообещал Давыдов.
Михаил Давыдов. Фото: russianlook.com
По мнению экспертов, ротация руководящих научных кадров — вещь неизбежная. По словам президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, д.м.н. Алексея Старченко, нельзя забывать, что руководство — серьезная функция, когда человек отвечает не только за себя, но и за весь коллектив. С возрастом когнитивные функции сознания естественным образом утрачиваются (в связи с развитием атеросклероза сосудов головного мозга), и способность нести ответственность за деятельность всего коллектива ослабевает.
«У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но все-таки надо понимать, что трудовой ресурс человека исчерпаем, и возраст — это определенное препятствие для руководства коллективом, тем более научным, — объяснил Старченко «Медновостям». — Если у ученого с большим опытом есть силы, он должен продолжить свою деятельность в качестве индивидуала — консультантом, рядовым научным сотрудником или врачом. В таком случае у него не будет необходимости думать за весь коллектив, он берет на себя индивидуальные обязательства по научной или практической работе и думает о конкретном больном или конкретной научной методике. Только так можно сохранить его научный и практический потенциал, а, с другой стороны, дать возможность, опираясь на этот потенциал, развиваться в научном плане более молодым сотрудникам».