«С повышенным травматизмом связан даже бег»
Почему в массовом спорте травм даже больше, чем в профессиональном, чем чреваты недолеченные «растяжения», и о чем надо помнить, чтобы не стать пациентом травматолога, рассказал «Медновостям» директор клиники травматологии, ортопедии и патологии суставов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Алексей Лычагин.
Фото из личного архива Алексея Лычагина
Поток травмированных «любителей» идет круглогодично
Алексей Владимирович, статистика говорит о росте спортивного травматизма среди людей, которых и спортсменами-то назвать нельзя. В лучшем случае — любителями.
— В массовом спорте травмы случаются даже чаще. Конечно, хорошо, что в обществе растет интерес к здоровому образу жизни. Но с другой стороны, повальное увлечение различными видами спорта без должной подготовки и должного сопровождения ведет к повышенному травматизму. И сегодня те повреждения, которые раньше были присущи профессиональным спортсменам, и которые именовали именно спортивной травмой, все чаще встречаются у любителей, пытающихся брать нагрузки, которые им не по силам.
Ведь, как это обычно происходит в жизни? Молодой человек решил заняться каким-то видом спорта, просмотрел перед походом в тренажерный зал несколько роликов на You Tube, купил экипировку и считает, что уже достаточно подготовлен к самостоятельным тренировкам. Но неправильно поставленная техника, подбор и распределение нагрузок неизбежно приведет к травмам или к тем или иным изменениям, которые будет уже трудно исправлять. Даже простой бег или теннис тоже связаны с повышенным травматизмом.
Чем опасны разные виды спорта? Добавил травматологам головной боли модный сегодня паркур?
— Для каждого вида спорта существует свой определенный вид травм. Но, если, например, профессиональные хоккеисты знают, как уходить от столкновений, то любители на льду гораздо более беспомощны. И в итогечасто получают вывихи плеча, травмы плечевого и коленного сустава, мениска, передней крестообразной связки. На волейбольной площадке также можно получить вывих плеча, травму пальцев кисти, реже — травмы коленного или голеностопного сустава.
Отзыв пациента: Константин В. 45 лет. Программист
Во время утренней пробежки почувствовал резкую боль области голеностопного сустава, беспокоил отек и боль. Родственники настояли, чтобы я обратился в клинику травматологии, ортопедии и патологии суставов. При обследовании был выявлен разрыв Ахиллова сухожилия. Если бы затянул и не пришел вовремя, то возникла бы атрофия мышц и изменения, которые значительно затруднили восстановление. Сейчас, благодаря своевременному обращению в клинику и золотым рукам врачей, вновь приступил к тренировкам.
Бег опасен травмой голеностопа, коленного сустава. При занятии тяжелой атлетикой идет нагрузка на позвоночник, коленные суставы и, соответственно, присущие этому виду спорта травмы уже другие. Паркур тоже достаточно высокотравматичный вид спорта, но в нашей стране он пока не очень развит. Наша молодежь больше ориентирована зимой на горные лыжи, сноуборд, хоккей, летом — на футбол. Но работы нам хватает и без паркура — поток травмированных «любителей» идет круглогодично.
А что бы Вы посоветовали своим потенциальным пациентам, чтобы они ими не стали?
— Подходить к этому вопросу серьезно. Каким бы видом спорта вы не собирались заниматься, начинать тренировки следует с поиска того места, где есть подготовленные преподаватели. Сегодня в залах для фитнеса работает, казалось бы, достаточно много инструкторов, но далеко не все они имеют соответствующую подготовку, чтобы правильно подобрать нагрузки и режим тренировок, учитывая индивидуальные особенности. Кроме того, при наличие хронических заболеваний или последствий травм, следует серьезно ограничивать некоторые нагрузки.
При подготовке к занятиям спортом вообще не должно быть мелочей. Взять, к примеру, экипировку: та обувь, которая подходит для занятий тяжелой атлетикой, совершенно не годится для волейбола. И уж, конечно, нельзя играть в него босиком.
Лечения требует любая травма
При каких симптомах нужно срочно обращаться к врачу, и почему это следует делать даже при незначительных травмах?
— Когда случаются переломы, тут обычно, у человека не возникает сомнений, как поступать. Но лечения — хотя бы банальной разгрузки — требует любая травма. И если боль долго не проходит, появилось ограничение движения, отек, оставлять это без внимания не следует. Обследование позволит подтвердить или исключить наличие повреждений и понять, как вести себя дальше.
Отзыв пациента: Елена С. 35 лет. Бухгалтер
Около года беспокоили боли в левом коленном суставе, после травмы на горнолыжном курорте. Обратилась в клинику травматологии, ортопедии и патологии суставов. Алексей Владимирович внимательно осмотрел и назначил дополнительное обследование. Был установлен диагноз – повреждение мениска и суставного хряща коленного сустава. Как оказалось, своевременное лечение могло бы предотвратить повреждение суставного хряща, это были вторичные проблемы. Однако после успешной операции я снова вернулась к активному образу жизни.
Иногда бывают такие ситуации, которые в быту называют «растяжением», и которые кажутся не столь серьезными. Человек несколько дней пьет обезболивающие, хромает, но потом боль стихает, и кажется, что все прошло. Но под такой маской могут скрываться достаточно серьезные повреждения, которые в перспективе могут, во-первых, усугубиться более серьезной патологией, а, во-вторых, перейти в хроническую форму. Например, повреждение мениска коленного сустава может послужить причиной хронической травмы суставного хряща, вследствие чего возникают каскадом другие проблемы, с которыми справляться уже гораздо сложнее. Повреждение связочного аппарата голеностопного сустава, может послужить причиной нестабильности и развития деформирующего артроза голеностопного сустава, возникновения приобретенного плоскостопия взрослых.
Вы чаще имеете дело уже не со свежими травмами, а с их последствиями. Какие новые методы исследований позволяют разобраться со всем этим?
— Диагностических методов достаточно много. Компьютерная томография позволяет более точно диагностировать характер костной травмы или патологии. Если на рентгене мы можем видеть кость только в нескольких проекциях, то компьютерная томография со срезом в 0,5 миллиметров или даже меньше позволяет детально просмотреть всю костную структуру. Поэтому те травмы или переломы, которые не были видны на рентгене, часто определяются при компьютерной томографии. Существует и так называемое, функциональное КТ, позволяющее выявить патологию, не видимую даже при исследовании на обычном томографе. Правда, пока оно используется в немногочисленных клиниках, оснащенных необходимым оборудованием и имеющих подготовленный персонал. Компьютерная томография, которая выполняется в движении, позволяет нам видеть в динамике взаимоотношение костных структур и дополнительное смещение.
Еще один функциональный метод исследования — компьютерная бароподометрия. Это специальная дорожка с находящимися на ней сенсорами и датчиками, определяющими, как при ходьбе человека распределяется нагрузка на разные отделы его стопы, где она снижена, а где повышена. Это позволяет диагностировать различные биомеханические нарушения: продольное или поперечное плоскостопие, неправильную установку стопы в результате полученной травмы и так далее. Своевременная диагностика и лечения таких патологических состояний могут предотвратить прогрессирование заболевания и улучшить качество жизни пациентов.
Магнитно-резонансная томография позволяет выявить патологию мягких тканей. Например, в отношении коленного сустава — это повреждение связок, менисков, капсулы сустава. Кроме того, сегодня существует очень много программ обработки полученных результатов исследования — мы можем оценить временные параметры и динамику движений, можем построить 3D-модель.
«Мы идем в операционную уже хорошо подготовленными»
Фото из личного архива Алексея Лычагина
А есть какие-то программы 3D-моделирования, которые помогают подготовиться к операции?
— Конечно. Эти технологии появились не так давно, но уже широко используются в мире, и в нашей стране. Программы, которые позволяют спланировать сложные операции и, соответственно, выполнить их с достаточно высокой точностью, разрабатываются и в нашей клинике. Благодаря 3D-технологиям успешно проводятся сложные операции эндопротезирования, когда необходима установка каких-то нестандартных компонентов. На основании КТ нам изготавливают пластиковую модель сегмента — прообраз имплантата, который мы еще до операции можем подержать в руках, чтобы понять, как все это будет работать. И мы идем в операционную, уже хорошо подготовленными.
Большой шаг вперед — использование системы компьютерной навигации при эндопротезировании суставов. При обычном эндопротезировании используется специальный инструмент, который позволяет установить эндопротез под определенными углами и в определенную позицию. Но, тем не менее, всегда существует погрешность, потому что у разных людей разная анатомия, а хирург не может уловить отклонения в два градуса. Система компьютерной навигации позволяет нам устанавливать компоненты и эндопротезы с очень высокой точностью, при которой погрешность составляет менее одного градуса. Еще каких-то несколько лет назад это казалось невозможным.
Как изменилась сама оперативная тактика?
— Поменялась не тактика, а методики лечения, материалы и оснащение. Если раньше многие заболевания и травмы требовали длительного нахождения в стационаре, серьезных ограничений после операции, то современные возможности позволяют максимально снизить сроки нахождения пациентов в больнице, ходьбы на костылях или иммобилизации. Сейчас мы можем отпустить пациента домой с соответствующими рекомендациями уже на следующий день после операции даже при сложных реконструктивных вмешательствах на плечевом или коленном суставе.
Сегодня хирургия развивается в направлении уменьшения операционной травмы и при многих проблемах использует малоинвазивные технологии. Например, при переломе раньше требовалось делать большой разрез, чтобы ставить реконструкцию, фиксировать перелом. Современные технологии позволяют под контролем рентгена через небольшие разрезы сопоставить отломки и зафиксировать их определенной конструкцией. Таким образом, операция сопровождается минимальной кровопотерей и травматичностью. А пациент после операции хорошо себя чувствует и может раньше начать реабилитацию.
А какова вероятность того, что, хотя бы, часть передовых технологий дойдет и до травматологических отделений обычных районных больниц?
— Передовые технологии требуют сложного оборудования и специальной подготовки врачей. Невозможно быстро построить и оснастить отделения, обучить специалистов — на это надо потратить годы. Так что пока это прерогатива федеральных учреждений или крупных больниц. Конечно, пациентов всегда больше, чем выделяемых квот. Но тем не менее, нашему учреждению в этом году только на спортивную травматологию выделено более 350 квот, и еще более тысячи — на эндопротезирование. И в районных больницах должны знать, что такие возможности есть, и направлять сюда пациентов.